Третейское правосудие — разрешение гражданско-правовых споров, осуществляемое не системой хозяйственных судов, а третьими по отношению к сторонам спора физическими лицами, избранными самими сторонами. Третейским судом является организация, не входящая в судебную систему Республики Беларусь, создаваемая для разрешения споров в виде постоянно действующего третейского суда. В Российской Федерации накоплен больший по сравнению с Республикой Беларусь опыт использования третейских судов при разрешении гражданско-правовых споров, так как Федеральный закон № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» принят еще в 24.07.2002. О российском опыте работы третейских судов читайте в материале А. Сорокина.

Место третейского суда в правовой системе России

В соответствии с законодательством третейские суды не входят в перечень судов, составляющих судебную систему России, и, как следствие, не вправе осуществлять правосудие, являющееся исключительной функцией государственных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов). Однако третейские суды входят в юрисдикционную систему государства, поскольку этим органам предоставлено право разрешать споры о праве. Государственные же суды по отношению к третейским наделены лишь полномочиями по отмене решений третейских судов и выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение их решений. Третейские суды имеют частный характер, поскольку образуются, как правило, самими участниками гражданско-правовых отношений. Государство не участвует непосредственно в процессе их формирования и деятельности, ограничиваясь определением общих правил их создания и деятельности, то есть устанавливает законодательство, регулирующее третейское разбирательство.

В силу ст. 10 и 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее — ГК РФ) третейский суд в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, наряду с государственными судами осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав, а также может в зависимости от обстоятельств дела отказать лицу в защите принадлежащего ему права.

Цель третейского разрешения дел — урегулирование возникших правовых конфликтов и обеспечение добровольного исполнения обязательств. Передача спора, который возник или может возникнуть между сторонами какого-либо конкретного правоотношения, на рассмотрение третейского суда остается альтернативной формой защиты права и не превращает сам по себе порядок третейского разбирательства в собственно судебную форму защиты права, равно как и не порождает иных юридических последствий помимо предусмотренных законом именно для третейского решения, которое принимается третейским судом от своего имени, обязательно для сторон на основе добровольного исполнения, а обеспечение его принудительного исполнения находится за пределами третейского рассмотрения и является задачей государственных судов и органов принудительного исполнения.

Решение третейского суда можно отличить от решения, принимаемого государственным судом, по следующим признакам:

  1. В отличие от решения государственного суда решение третейского суда не является общеобязательным актом;
  2. Принудительное исполнение решения третейского суда не может быть осуществлено без процедуры его признания со стороны государственного суда;
  3. Решение третейского суда не обладает преюдициальным эффектом (в том смысле, как это понимается действующим процессуальным законодательством);
  4. По формально-юридическим признакам решение третейского суда, в отличие от решения государственного суда, не может быть пересмотрено в апелляционном, кассационном или надзорном порядке.

Правовые источники регулирования деятельности третейских судов В России

Существуют следующие основные правовые источники регулирования деятельности третейских судов:

  • Закон Российской Федерации от 07.07.1993 № 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже»;
  • Федеральный закон от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»;
  • Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (гл. 30 Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов" и гл. 31 «Производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений»);
  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (разд. VI «Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов»).

Нормы, регулирующие третейское разбирательство, порядок реализации решений третейских судов и некоторые иные вопросы устанавливаются рядом других законодательных актов России, в частности Законом Российской Федерации от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» (ст. 30), Федеральным законом от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ст. 6, 17, 24), Федеральным законом от 28.11.2011 № 335-ФЗ «Об инвестиционном товариществе» (ст. 9), Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (ст. 17), Федеральным законом от 02.12.1994 № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (ст. 8) и др.

Названные акты, как правило, оговаривают возможность субъектов регулируемых ими правоотношений обратиться в третейский суд с иском о разрешении спора, который может возникнуть, на основании соответствующего третейского соглашения. Такая юридическая возможность является альтернативой разрешения правовых споров государственными судами.

Классификация третейских судов

По правовому порядку, которому подчинен третейский суд, можно выделить следующие третейские суды:

  • Международный коммерческий арбитраж (берет начало из транснациональных коммерческих отношений, из конфликта законов и конфликта юрисдикций; акцент смещается на основополагающие принципы международного частного права, принятые в мировой торговой практике и воспринятые в законодательстве большинства развитых стран);
  • «Внутренний» (национальный) третейский суд (находится в рамках одного правового порядка, приоритетное значение имеют базовые принципы и стандарты национального права).

В зависимости от срока действия различают:

  • Постоянно действующие третейские суды (создаются на неопределенный срок и не ограничены в своей деятельности разрешением одного спора);
  • Суды для рассмотрения конкретного спора (ad hoc) (создаются с единственной целью — для разрешения конкретного спора и прекращают свое существование с выполнением этой задачи, то есть это «разовые» третейские суды).

Международный коммерческий арбитраж подразделяется:

  • На Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате России;
  • Морская арбитражная комиссия при Торгово-промышленной палате России;
  • Иные международные третейские суды.

Существуют следующие виды постоянно действующих третейских судов:

  • Постоянно действующие третейские суды открытого типа (рассматривают любые споры, подпадающие под юрисдикцию третейских судов в соответствии с действующим законодательством);
  • Постоянно действующие третейские суды открытого типа специальной компетенции (разрешают споры, которые относятся к их компетенции в результате указания учредителей): третейские суды на фондовом рынке, морские арбитражи, третейские суды для рассмотрения банковских споров и т.д.;
  • Постоянно действующие третейские суды закрытого типа (вправе рассматривать только споры, которые передаются на их разрешение ограниченным количеством лиц, являющихся членами организации, создавшей такой третейский суд). Например, третейский суд саморегулируемой организации «Национальная ассоциация участников фондового рынка».


«Внутренний» (национальный) третейский суд

Во «внутренний» (национальный) третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений. Указание на гражданско-правовой характер спора как критерий его возможного разрешения посредством третейского разбирательства означает, что в системе действующего правового регулирования не допускается передача на рассмотрение третейского суда споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, а также дел, рассматриваемых в порядке особого производства, не отвечающих традиционным признакам споров о праве (дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение, и др.). Такое ограничение сферы компетенции третейских судов связано с природой гражданских правоотношений, которые, как следует из ст. 8, 19, 34 и 35 Конституции России и конкретизирующей их положения ст. 1 ГК РФ «Основные начала гражданского законодательства», основаны на признании равенства участников, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Так, например, предметом третейского разбирательства не могут быть споры, связанные с не исполнением акта арбитражного суда, поскольку такие споры относятся к сфере публичных отношений и подлежат рассмотрению в государственных судах, равно как и требования об индексации присужденных к взысканию третейским судом денежных средств (см., например, Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 1120/07 по делу № А72-4378/06-25/216).

Обратим особое внимание, что дело о банкротстве не может быть передано на рассмотрение в третейский суд (часть третья ст. 33 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Спор возможно передать на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. Данное соглашение может быть заключено сторонами в отношении всех или определенных споров, которые возникли или могут возникнуть между сторонами в связи с каким-либо конкретным правоотношением. Третейское соглашение о разрешении спора по договору, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (договор присоединения), действительно, если такое соглашение заключено после возникновения оснований для предъявления иска и если иное не предусмотрено федеральным законом. Третейское соглашение в отношении спора, который находится на разрешении в государственном суде (суде общей юрисдикции или арбитражном суде), может быть заключено до принятия решения по спору государственным судом. Спор невозможно передать на разрешение третейского суда при наличии в договоре медиативной оговорки.

Применяемые нормы при разрешении споров

Третейский суд разрешает споры на основании Конституции России, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента и постановлений Правительства России, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов России и органов местного самоуправления, международных договоров России и иных нормативных правовых актов, действующих на территории России. Если международным договором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Третейский суд принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота. Если отношения сторон прямо не урегулированы нормами права или соглашением сторон и отсутствует применимый к этим отношениям обычай делового оборота, то третейский суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения, а при отсутствии таких норм разрешает спор, исходя из общих начал и смысла законов, иных нормативных правовых актов.

Применение медиации к спору в третейском суде

Применение процедуры медиации допускается на любой стадии третейского разбирательства. В случае принятия сторонами решения о проведении процедуры медиации любая из сторон вправе заявить третейскому суду соответствующее ходатайство. При этом стороны должны представить суду соглашение о проведении процедуры медиации, заключенное в письменной форме и соответствующее требованиям, предусмотренным законом об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации). В случае если третейскому суду представлено такое соглашение, он выносит определение о проведении сторонами процедуры медиации. Срок проведения данной процедуры устанавливается по соглашению сторон в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», и указывается в определении третейского суда. На этот срок третейское разбирательство откладывается.

Медиативное соглашение, заключенное сторонами в письменной форме по результатам проведения процедуры медиации в отношении спора, который находится на разрешении в третейском суде, может быть утверждено третейским судом в качестве мирового соглашения по правилам, установленным законом о третейских судах.

Образование третейских судов

Постоянно действующие третейские суды образуются торговыми палатами, организаторами торговли, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством России, и их объединениями(ассоциациями, союзами) и действуют при этих организациях — юридических лицах.

Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов России и органах местного самоуправления (часть вторая ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»).

Такой суд считается образованным, когда организацией — юридическим лицом:

  1. Принято решение об образовании постоянно действующего третейского суда;
  2. Утверждено положение о постоянно действующем третейском суде;
  3. Утвержден список третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер для сторон. Организация — юридическое лицо, образовавшая постоянно действующий третейский суд, направляет в компетентный государственный суд, осуществляющий судебную власть на той территории, где расположен постоянно действующий третейский суд, копии документов, свидетельствующих об образовании постоянно действующего третейского суда.

Судебная практика по третейским соглашениям

Требование об отмене определения об отмене решения третейского суда удовлетворено, поскольку соглашение между сторонами о передаче спора именно данному третейскому суду не заключалось (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.12.2009 № КГ-А40/14201-09 по делу № А40-76418/09-8-950).

В удовлетворении заявления о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда отказано правомерно, так как в нарушение закона о третейских судах между сторонами спора отсутствовало надлежащим образом оформленное третейское соглашение, подтверждающее намерение сторон передавать споры на рассмотрение в третейский суд (постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 31.07.2009 № КГ-А40/5057-09 по делу № А40-8897/09-50-104, от 31.07.2009 № КГ-А40/4643-09 по делу № А40-14477/09-39-167; постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.03.2010 по делу № А12-9055/2009).

Отказано в удовлетворении требования об отмене определения об отказе в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, поскольку между сторонами отсутствует надлежащим образом оформленное третейское соглашение о передаче споров на рассмотрение в третейский суд (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.11.2009 № КГ-А40/10574-09 по делу № А40-29174/09-69-341).

Суд, установив, что третейская оговорка носит неконкретный характер и затруднительна для исполнения, обоснованно указал на необходимость разрешения спора в арбитражном суде (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.04.2009 по делу № А32-20799/2008).

Преимущества рассмотрения спора в третейском суде

Рассмотрение спора в третейском суде имеет следующие преимущества:

  • Возможность выбора самого суда. Стороны не связаны местом жительства гражданина, местом нахождения юридического лица. При этом судебное разбирательство не обязательно будет проходить в месте нахождения третейского суда. В случае необходимости спор может быть рассмотрен выездной сессией третейского суда в любом месте России или на территории иностранного государства;
  • Возможность выбора конкретного третейского судьи. Стороны выбирают в качестве третейских судей лиц, в чьих нравственных и профессиональных качествах они не сомневаются. Это позволяет быть уверенным, что спор будет разрешен квалифицированно;
  • Стороны вправе по согласованию с третейским судом выбрать не только место, но и время рассмотрения спора;
  • Конфиденциальность содержания разбирательства дела (закрытый для третьих лиц характер процедуры рассмотрения спора, сохранение в тайне третейскими судьями информации, полученной в ходе разрешения спора);
  • Оперативность рассмотрения спора. Спор разрешается на практике в среднем от одной недели до двух-трех месяцев;
  • Отсутствие жестких процессуальных и доказательственных правил. Стороны спора вправе предусмотреть свои правила разрешения спора, за исключением отдельных вопросов, по которым законом сторонам не предоставлено права договариваться;
  • Окончательность вынесенного решения. Стороны могут предусмотреть, что решение третейского суда является окончательным и обжалованию не подлежит. Так, например, в удовлетворении заявления об отмене решения третейского суда, принятого по иску о взыскании долга по договору о предоставлении возобновляемой кредитной линии и о взыскании процентов за пользование кредитом, отказано правомерно, поскольку в соответствии с третейским соглашением сторон решение третейского суда является окончательным и оспариванию не подлежит (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.01.2010 по делу № А43-30512/2009). А в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.01.2010 по делу № А58-7656/09 указывалось, что производство по делу об отмене решения третейского суда прекращено правомерно, поскольку решения данного третейского суда признаются сторонами окончательными и обязательными для исполнения;
  • Реальная ответственность третейских судей. Третейские судьи получают за свою деятельность соответствующий гонорар, который напрямую зависит от количества дел, рассмотренных судьей, и качества их разрешения, а значит и от его репутации. Это дает дополнительные гарантии беспристрастности судей;
  • Возможность принудительного исполнения решения третейского суда (государственный суд выдает исполнительный лист, в случае если решение третейского суда не исполняется ответчиком добровольно).

Справочно

Открытый список постоянно действующих третейских судов России доступен по ссылке http://www.arbitrage.spb.ru/sud/SPISOKTS/spisokts.html.